О дисках

Содержание

 

Колесные диски — да, именно «колесные диски» а не «диск» или «колесо». На западе «колесные диски» называют «wheel» что переводится как «колесо». Диски бывают разные, компьютерные, диск для аэробики и т.д., так что бы не запутаться, лучше говорить «колесные диски».

Параметры колесных дисков

А — посадочный диаметр диска (измеряется в дюймах)

B — посадочная ширина обода диска. Определяет возможную ширину профиля устанавливаемой шины (измеряется в дюймах)

ET (вылет) — расстояние от плоскости колеса, прилегающей к ступице, до плоскости, проходящей через середину посадочной ширины обода (измеряется в миллиметрах). Для каждого автомобиля изготовителем предусматривается перечень допустимых вариантов установки колес. Вылет может быть как «положительным», так и «отрицательным». Вылет не постоянная величина и может варьироваться в зависимости от конструктивных особенностей дисков (измеряется в миллиметрах)

DIA — диаметр центрального отверстия литого диска (измеряется в миллиметрах). Он должен соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. DIA может быть большей величины. В этом случае для установки колеса используются переходные центровочные кольца. Кольцо служит для центрирования на ступице при установке диска.

HUMP — это небольшие кольцевые выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.

PCD (Pitch Circle Diameter) – диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах)

Для дисков с пятью крепёжными отверстиями (Рис.а) PCD равно расстоянию между центрами дальних крепёжных отверстий, умноженному на коэффициент 1,051

Для дисков с четырьмя крепёжными отверстиями (Рис.б) PCD равно расстоянию между центрами дальних крепёжных отверстий

Например: 6.5x15/5x114.3 ET45 d67.1

6.5 — ширина диска (измеряется в дюймах)

15 — диаметр диска (измеряется в дюймах)

5 — количество крепёжных отверстий диска

114.3 — расстояние между центрами дальних крепёжных отверстий, умноженное на коэффициент

1,051 (измеряется в миллиметрах)

ET45 — вылет (измеряется в миллиметрах)

d67.1 — диаметр центрального отверстия диска (измеряется в миллиметрах)

Стальной или легкосплавный?

Выбор, естественно, за Вами. Стальной штампованный диск очень даже неплох. Дешевый, надежный, прочный. При сильном ударе не трескается, а мнется; восстановить его до нормального рабочего вида хотя и не очень легко, но можно — либо на специальном станке, либо, если вмятина не слишком серьезна, банальной кувалдой. Недостатки: тяжеловат и на вид довольно скучен; стальная штамповка не позволяет кардинально менять дизайн, поэтому стальные диски все на одно лицо.

Стальные колесные диски интенсивно вытесняются с рынка легкосплавными. Чем они лучше?

Стильный современный облик, разнообразие видов — уже этого достаточно для привлечения покупателя. Главное же — солидный выигрыш в весе, а значит, снижение нагрузок на трансмиссию, подвеску, тормоза и подшипники ступиц. Кроме того — очень эффективное охлаждение тормозного узла, во-первых, благодаря высокой теплопроводности легких сплавов, во-вторых, возможности делать диск с очень большими отверстиями (не теряя жесткости) и с направленными лопастями, которые при вращении колеса гонят воздух на тормоз. И еще — высокая точность изготовления, что способствует более точной балансировке.

Литой или кованый?

Легкосплавный колесный диск может быть сделан либо литьем, либо ковкой. Ковку еще называют объемной горячей штамповкой, поэтому и кованые диски из легкого сплава часто называют штампованными (не путать со стальными штампованными).

Литой диск очень технологичен. Литье почти не дает отходов, что способствует снижению себестоимости продукта; кроме того, этот способ производства допускает любые игры с дизайном.

Недостатки. Во-первых, литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид. Во-вторых,и это главное, он довольно хрупкий; при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе. Кованый. Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные — по большинству характеристик кованым нет равных.

Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели ВМW весит 9 кг, литой алюминиевый - 7,8 кг, а кованый алюминиевый - 6,8 кг.

Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности.

Алюминиевый или магниевый?

Диски льют и куют из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке возрастания прочности, ряд будет таким: литой магниевый — литой алюминиевый — кованый алюминиевый — кованый магниевый (самый прочный, самый престижный, самый дорогой). Предупреждаем! Литые магниевые диски — не для российских дорог. При езде по ухабам (а из чего еще состоят наши дороги?) литой магний быстро растрескивается. Кроме того, требования к нему по защите поверхности от коррозии очень высоки. Магний исключительно хорош, но не в литом варианте, а в кованом.

Ваш любимый размер

Размер «обод-шина»

В эту номинацию входят два параметра: монтажный диаметр и ширина обода.

Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков: с 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24 и 26. Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- , 16-, 17- и 18-дюймовых дисках. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14 дюймовые, 15 на 16 и т.д. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые качества лучше, чем шин высокого профиля. А чем ниже серия шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла — ведь наружный диаметр колеса остался неизменным. При использовании стальных дисков монтажный диаметр особо не увеличишь - это приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом.

Предупреждаем! На спортивных версиях автомобилей тормозные механизмы больше, чем на неспортивных, следовательно, и диски должны быть больше его монтажного диаметра, иначе тормоз упрется в обод. Например, 15-или 16-дюймовый хотя на тюнинговых, спортивных и внедорожных автомобилях могут использыватся и более широкие диски — до 13,5 дюйма.

Как выбрать нужную ширину обода?

Есть золотое правило: она должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Допустим, Вы ищете под шину 195/70 R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах это будет 7,68 (надо 195 разделить на 25,4). Отнимите от этой величины 25% или 30% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда. Получите 5,5 дюйма — обод именно такой ширины нужен для шины 195/70R15.

Предупреждаем! Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики - реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5 - 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 - 1,5 дюйма - для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.

Размеры «колесо - автомобиль»

Сюда входят:

  • Диаметр расположения отверстий крепления (обозначается PCD — Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий.

Например, PCD100/4 - 4 отверстия на диаметре 100 мм.

Предупреждаем! Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.

Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо. В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия «уведет» и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом — посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет «бить», кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.

  • Диаметр центрального отверстия диска (устойчивого международного обозначения нет). У штатных колес автомобиля центральное отверстие, как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему — его диаметр является посадочным. Но если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.
  • Типоразмеры болтов и гаек крепления колеса. Если Вы меняете стальной штампованный диск на легкосплавный, возможно, придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.
  • Вылет колеса. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.

Предупреждаем! Не ставьте на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т.е. сузить колею , как правило, невозможно — диск упрется в тормоз.

Технологии производства литых и кованых дисков

Литые диски

В технологии изготовления дисков для автомобилей появились большие изменения. Раньше диски для автомобилей производились только из стали. Технологически, диски состояли из прокатного обода и собственного штампованного диска. Прокатный обод и штампованный диск, изготовленные отдельно, соединялись с помощью сварки, после чего шла обработка поверхности и сглаживание швов сварки.

Но прогресс не стоит на месте, появляются новые концептуальные решения, новые идеи. В результате появились литые диски. Наиболее распространенный сплав при изготовлении литых дисков является сплав алюминия и магния. Технология изготовления литых дисков включает несколько этапов: дизайн, расчет, изготовление форм — заливка металла в форму. После того как металл в форме остынет, заготовку обтачивают, после обработки поверхности заготовка превращается в диск.

Преимуществом литых легко-сплавных дисков по сравнению с остальными дисками является уменьшенная масса и разнообразие дизайна литых дисков. Уменьшение массы диска привело к уменьшению «инерционных масс» что положительно повлияло на плавность хода, долговечность подвески и управляемость автомобиля. Легко-сплавные диски завоевали признание не только в «гражданских» автомобилях, но и стали неотъемлемой деталью спортивных автомобилей.

Технология литья дисков — является практически безотходным, что позволяет существенно снизить стоимость готовой продукции. Все идеально не бывает — и даже в этой технологии есть недостатки.

Даже в самом высокотехнологичном процессе литья дисков есть вероятность проявления скрытых пор и раковин в теле диска. Если посмотреть на структуру метала то — свободная ненаправленная кристаллическая структура металла снижает механические свойства колеса, металл получается легким и хрупким. При ударе литой колесный диск склонен к раскалыванию. Чтобы избежать раскалывания, стенки литых дисков при производстве, делают более толстыми, при этом масса увеличивается, а масса это основное преимущество литых дисков которое в этом случае страдает.

Кованые диски

Кованые диски являются гораздо более легкими и прочными, технология их производства позволяет решить проблемы связанные с легко-сплавными дисками. При изготовлении кованых дисков используют литые заготовки, из которой выковывают «поковку», которую затем обрабатывают на токарном станке. Этот метод позволяет уменьшить толщину стенок дисков и избавиться от той «ненаправленной свободной кристаллической структуры» металла.

Но, к сожалению, недостатки есть и в этой технологии производства автомобильных дисков — из-за сложности технологии производства, кованые диски весьма дорогие.

Эксплуатация колесных дисков

Сохраняйте колесные диски чистыми.

Сохранив диски чистыми вы не только подчеркнете внешний вид вашего автомобиля, но и не дадите мелким частицам от стертых тормозных колодок и ряда других загрязнений впиваться в слой лака на поверхности диска.

Избегайте механические повреждения диска.

При парковке будьте осторожны, бордюрные камни очень высокие и легко могут повредить ваши диски. При чистке колесного диска будьте бдительны, не пользуйтесь металлической щеткой так как это приводит к повреждению лакокрасочного покрытия диска и к последующему ржавению.
Давление в шинах имеет очень большое значений, маленькое давление может привести к пробою шины что в дальнейшем приведет к деформации колесного диска.

Оригинал VS Replica

Фактически компании по производству литых дисков Replica просто не существует. Для каждой марки машины производитель разрабатывает собственный оригинальный дизайн колес.  Чаще всего выпускается одновременно несколько вариантов дисков. Такие колеса устанавливаются на автомобиль еще на сборочном конвейере завода.

Диски Replica выпускаются не на собственных заводах автопроизводителя. Однако они точно повторяют не только дизайн оригинальных колес, но и их качество, прочность, материал и все технические параметры. Единственное отличие оригинальных дисков от Replica, которое можно выявить при внешнем осмотре,  – отсутствие индивидуального номера на внутренней поверхности.

Главным преимуществом Replica является их более низкая стоимость. Заводы по производству дисков Replica в основном расположены в странах Юго-Восточной Азии, в Турции и в Италии. Иногда дилеры предлагают колеса, изготовленные в ОАЭ, но это не совсем соответствует действительности. В самих Эмиратах подобных заводов нет. Обычно крупные арабские дистрибьюторы заказывают крупные партии колес в Китае, в Таиланде, в Малайзии, в Индонезии или на Тайване, а потом распространяют под собственной торговой маркой.

Наибольшее распространение получили диски, выпущенные азиатскими производителями, например, китайскими заводами. Колеса, произведенные в Турции, имеют лакокрасочное покрытие намного худшего качества.  Турецкая продукция на 40-50% тяжелее.

Колесные диски: что к чему?

Колесо в том виде, в котором его устанавливают на автомобили, появилось лишь на рубеже XIX и XX веков. В это время Роберт Уильям Томпсон и Джон Бойд Данлоп создали первую пневматическую шину.

С тех пор шины были усовершенствованы, а развитие колеса практически замерло. Сейчас производители дисков сосредоточены на применении новых технологий - обработке материала выдавливанием, создании полых элементов конструкции из более тонких листовых металлов. До сих пор сталь и алюминий считаются основными материалами для изготовления этой детали.

Диски подразделяются на литые, штампованные и кованые. У каждого типа есть свои преимущества и недостатки.

Штампованный стальной колесный диск, пришедший на смену спицованным колесам начала века, имеет целый ряд преимуществ: он дешев и прочен. При этом деформированный диск можно исправить парой точных ударов молотком. Однако эстетам придется приобрести декоративные колпаки, чтобы скрыть непритязательный внешний вид и появляющуюся ржавчину.

Литые диски, которые в 30-х гг. прошлого века устанавливались только на спорткары, вытесняют с рынка штампованных собратьев. Литой диск отличается меньшим весом, многообразием дизайна и большей ценой. Однако такая продукция не обладает способностью к упругой деформации.

Попытки исправить недостатки легкосплавных колесных дисков привели к появлению составных колес, в которых литой обод крепится к спицам титановыми болтами. Из-за высокой стоимости их устанавливают только на спорткары и авто представительского класса.

Проблема выбора

Чтобы правильно подобрать диск, нужно знать следующие параметры: ширину и диаметр диска, рассверловку (количество и расположение крепежных отверстий), диаметр ступицы автомобиля, вылет.

В идеале перед покупкой диск надо примерить на автомобиль, а лучше протестировать все колесо в сборе с шиной.

Конструкция дисков не должна препятствовать их установке: диски могут задевать за тормозные механизмы, а стандартные болты могут не войти в отверстия.

Важно подобрать правильные крепежные болты: разные литые диски имеют различные формы отверстий. Если пренебречь этим правилом – можно просто потерять колесо посреди дороги.

Поставь и езди

При установке нужно следить за центровкой диска на ступице: при замене колеса один болт начинает входить с перекосом, другой не затягивается, и в результате диск деформируется.

Диск требует внимательного отношения: даже незначительные повреждения не стоит оставлять без внимания. Но заниматься этим стоит лишь в случаях, когда не нарушена геометрия колеса.

Делать "прокатку дисков" вообще не стоит. Штампованный диск проще сразу заменить, а у легкосплавных или кованых нарушается структура сплава, а значит, снижается их прочность.

И главное, помните, что вы не сможете сохранить диск в целости и сохранности, "собирая" открытые люки, бордюры и другие препятствия.  

Наверх